Latsis.name

Поколению, потерявшему Родину, посвящается

Font Size

SCREEN

Profile

Layout

Menu Style

Cpanel

Л.Похилевич. Город Чернобыль, описанный отставным военным стр.206-216

11. Городское управление

Владельческие местечки, к которым принадлежиг Чернобыль, давно ждут не дождутся Положения об них в законодательном порядке. Такое законоположение сделалось крайне необходимым после того как бывшие крепостные крестьяне получили 19 февраля 1861 года известные права с выкупом в собственность усадебных и полевых земель и после того как недавно помещичье последнее право в местечках западного края - право пропинациогшое зачтено уничтожеЕшым. В Чернобыле к этим двум обстоятельствам присоединяется еще несколько -именно: а) раздробление здесь владельческой гобственности на мельчайшие землевладения, хотя с удержанием при этом за главным землевладельцем пропинации теперь уничтожаемой; б) многочисленность арендного землевладения разнообразного по народностям и вероисповеданиям; и в) многочислехшость бывшего крестьянского сословия, оставшегося без полевого надела (огородники, коих 94) по недостатку земель у землевладельца, а по роду жизни сближенных более с городским нежели сельским населением; В ожидании нового законоположения о местечках Чернобылем заведует ныне два управления: волостное крестьянское правление и мещанская чернобыльская управа. Последняя под председательством мещанского Головы выбираемого еврейским большинством из немногих (число их с детьми ограничивается 50, см. на сгр. 195) православных мещан, разумеется самого податливого, состоит кроме такого головы (ныне мещанин Атанасенко Петр Михайлович), из двух членов также избираемых обществом, но уже непременно из самых ловких и настойчивых евреев нанимающих от себя вольного (иначе кого нужно) делопроизводителя. Жалованье им назначается: последнему как главному деятелю самое большое, 300 р. в год, голове 250 и двум членам по 200 рублей. Да на наем помещения для Управы, отопление и освещение ее, канцелярские расходы, на наем сторожа и десятских при полиции 502 рубля. Следовательно, все содержание городской управы в истекшем 1882 г. ограничивается цифрой 1452 рубля. Это первая главная статья расходов Управы, о которой она заботится с надлежащим усердием. Об остальном всем, за исключением впрочем спепиальных еврейских нужд, Управа заботится только под усиленным давлением какой-нибудь власти. При таком порядке вещей и при устранении старообрядцев, на одинаковых с евреями правах живущих в Чернобыле, от участия в выборах, благоустройство города (или местечка) не может рассчитывать на процветание; напротив того, здесь видим возрождение уничтоженного законом кагала, под другим именем, и первенствующее влияние всех магидов не только на выбор обществешшх деятелей, но и на всякие общественные дела оно вполне обеспечено. Почему мы полагаем, что грязь, нечистоты, скученность построек деревянных не есть, как думает один видный местный деятель (мировой посредник), наследие крепостного права, которому евреи не были подчинены, а происходит это от других причин. Управа кроме вьппеисчисленной суммы 1452 р., собираемой раскладкой на лица приписанные к мещанскому обществу, делает всякие раскладки казенных и общественных сборов: налогового казенного сбора на имущества в (1882 г. - 318 р.); на земские повинности - (820 руб.); квартирного - (232 руб.); на мировые учреждения (80 р.); свечного еврейского сбора (710 р. 50 к.); коробочного сбора (3213 р.); содержит в порядке список членов мещанского общества; ведет переписку о причислении и увольнении, судимости лиц, выдает паспорта на отлучки. По собранным сведениям в Чернобыльской управе было бумаг:

входящих      исходящих

в 1879 году            550               587

в 1880 году            812               926

в 1881 году            703               775

в 1882 году            633               992

Кроме указанного числа исходящих бумаг, Управа ежегодно выдает более 4000 паспортов на кратковременную отлучку сограждан в разные места, коим ведется особая нумерация, с отчетностью казначейству.

Как особенных доходов и расходов кроме необходимых раскладок на лица и имущества, так и городских долгов не имеется. Как на доказательство того, как трудно убедить нынешнюю мещанскую Управу позаботиться о чем-либо полезном для общества христианского, а не еврейского, мы укажем кроме грязи на состояние пожарного дела в Чернобыле, где пожары весьма часты и опустошительнь1. По настоянию нынешнего полицейского пристава купленные несколько лет тому назад 4 пожарные бочки более не потребовалось, так как имеется до 200 бочек у водовозов, которые в случае пожара могут быть употреблены вместе с лошадьми водовозов, и Зсприцыи или нагнетательные ящики; нужна только кишка в 400 рублей, которой сприцы поднимали бы снизу вверх сколько угодно воды. Но мещанская Управа, удовлетворяя одни религиозные еврейские потребности, отклоняет уже несколько лет покупку кишки.

Не знаем, по каким соображениям устроена некоторая зависимость чернобыльской Управы от Радомысльской городской Управы; зависимость выражается, например, в ежегодной отсылке

туда еврейских метрических записей (почему не христианских?). Вероятно это сделано для того, чтобы затруднить воинским присутствиям метрические справки.

12. Торговое значение Чернобыля и настоятельные его нужды

Чтобы определить надлежащей полнотой торговое значение Чернобыля, следовало бы указать количество и ценность получаемых и отправляемых товаров. Так как мы не имеем точных реестров ни того ни другого, то мы ищем требуемых цифр по соображению количества провозимого и вывозимого по трем годичным чернобыльским ярмаркам (стр. 203), и полагаем, что в нашем местечке получается товаров, помимо ярмарок втрое более нежели на ярмарках, а отправляется в другие места вдвое более. По такому расчету в Чернобыле получается товаров на 36,000 р., а отправляется на 27,000 р. Кроме удобных путей по рекам Припети и Днепру, соедшшощих местечко во время навигации с верховыми и низовыми торговыми пунктами13, Чернобыль связывается с окрестаосгями и сухопутными удобными сообщениями: 1) через Шепеличи к г.Мозырю; 2) через с.Корогод в м.Хабно; 3) чрез с.Черевач и Карпиловку в м.Иванков и г.Радомысль; и 4) через м.Горностайполь к г.Киеву. Пошедние две дороги несколько затруднителызы через реки с паромными переправами; и через пески и болота по местам. Торговля местечка и значение его в промышленном отношении упала со времени открытия пароходства по Прилети и устройства железных дорог. В прежнее время Чернобыль считался портом. Тогда вся смола из Волынской губернии, частью Минской свозилась в Чернобыль, а теперь она направляется другими путями через Волынскую губернию к железным дорогам. До учреждения пароходства по Припети ходило большое число парусных судов (байдаков), все это имело стоянку в Чернобыле, привлекало более народа и давало местным жителям большие заработки. Кроме того, Чернобыль поддерживался лучшим ведением дел помещичьими экономиями; в настоящее же время все окружающие экономии в упадке и большинство из них поддерживается до времени иареблением лесов.

Настоящие потребности и нужды захолустного местечка не могут быть велики, как в городах. До тех пор, пока выйдет Положение о выкупе русским и еврейским населением в местечках усадебных своих оседлостей и пока правительством издан будет закон о самоуправлении бывших владельческих местечек и городов, настоит пока надобность лишь в принятии мер против эксплуатации и притеснении безмолвного и небогатого большинства влиятельным и богатым еврейским меньшинством; эксшгуатаций и притеснений наиболее и наичаще выражающихся назначением себе и своим друзьям большего содержания за неяачитешшй труд и преследоватгаем одних еврейских интересов, а не порядка, чистоты и безопасности в местечках. Прибавим: если пгх^дполагается будущее улучшение внутрешкго благоустройства старого Чернобыля, то нам кажется, оно должно начаться предоставлением городу из 6 десятин усадебной земли бывшей юридики по крайней мере половины будущему городскому самоуправлению, на которой бы земле будущий город мог выстроить дома для Управы, благотворительных христианских учреждений и учебных заведений. Эти 3 десятины по недоразумению предоставлешше бессемейному и одинокому ксендзу, вовсе в них не нуждающемуся, если не предполагается возобновление доминиканского монастыря могли бы послужить основанием дальнейшего преуспевания города и центром соединения разнородного его населения.

Летом сюда и отсюда можно приезжать и выезжать по направлению к Киеву почти ежедневно.

13. Справочные сведения и заключение

Кроме владельческого сада в центре местечка, особого от дома в замке, в коем иногда устраивалась местным достаточньм классом летнее гулянье, с музыкой и проч., нет никаких общественных учреждений; даже патентованных адвокатов, за удалением г. мирового судьи в селение не имеется. Здешний помещик граф Болеслав Александрович Ходкевич, потомок известных в польской истории гетманов (соответствуют ньшешним военным министрам и главнокомандующим) В. кн. Литовского при Сигизмундах П и Ш, не живет здесь, а в других своих имениях Кременецкого уезда. Впрочем, по словам местных интеллигентов во владельческом здешнем замке есть хорошая библиотека и давний архив. Но как водится у нас, она недоступна для людей не полякующих. Хозяйственные дела экономии, кажется не в блестящем состоянии, судя по состоянию здешнего замка и дома, и потому что в недавнее время Чернобыльское имение состояло в опеке.

Приложения

Неоспоримые документы доказывают принадлежность в давнее время к русской народности и святому православию, а не латинской схизме, фамилий Сапегов и Ходкевичей, коих потомки ныне признают себя ляхами и латинииками.

В числе древних Сапегов некоторые были в духовном сане. Так князь Михаил Сапста, в монашестве Мисаил, был православным епископом Оболенским; а потом, около 1474 г., посвящен патриархом Константинопольским Семеоном Трапезунтским в Киевского митрополита. Дочь гетмана и канцлера великого княжества Литовского, князя Сапеги Екатерина была инокинею в Виленском женском православном монастыре, где, и скончалась около 1500 года.

Многие члены из фамилий Сапегов и Ходкевичей были основателями православных монастырей и церквей в разных местах Западной России, о чем свидетельствуют подлишзые фундушевые их записи, сохранившиеся доселе в архивах этих монастырей и церквей и в разных гродских и земских актовых книгах, сосредогоченных ныне в центральных архивах. Много из этих документов напечатано в разных сборниках актов и в Киевских губернских ведомостях. Мы ограничиваемся приложением здесь по одному документу, заимововашгыми из Вестника 3. Р. для двух фамилий: князей Сапегов и графов Ходкевичей, из коих первые владели Чернобыльским имением до начала истекшего столетия, а последние до настоящего времени продолжают владеть им. Эго делаем в видах оказать некоторую услугу как местному духовенству православно-католическому и латинскому, так и вообще местному населению и ньпюшнему владельцу имения - потомку православных Ходкевичей.

Приложение А.

1. Фундушевая запись Богдана Павловича и Аполонии Сапегов, данная Виленскому св. Троицкому православному братству на дом в г.Вильне, в Рыбном конце подле церкви св. Николая 1588.

Я Богданъ Павловичъ Саптъга на Боцкахь, Каштемнъ Смоленскш. А я Богдановая Сапгъжишя Каштелиновая Смоленская Полонея Тымофеевна кнежна Друцшя и Соколенская, обое сполечне чинимъ явно и вызнаваемъ симъ нашимъ листош кому того вгъдати будешь потреба: нынгыинимъ и напотомь будучимъ людемъ, што ми пригледевшися учтивым и побожнымъ справам братства церковного, закону нашего правослаго Греческого, въ мгъстгь Виленскомъ у монастыря при церкви святое и живоначалъног Троицы заложенного съ давнихь часовъ, а которого братства церковного ведлугъ порядку и застоновеня ихь братского, яко хвала БожЫ и окраса (украшение) церквей его светыхъ, также милостыня Богомолъцомъ и служителем церковным и чорницам вь монастыргь св. Троицы будучимъ, и тожъ до шпиталей и по турмахъ вязнем, и иншге побожные учинки, збавенъю душевному належачк, на честь и хвалу Господу Богу, для размноженя науки Письма Светаго зъ каждымъ часом водлугъ уваженя потребы одпровованы бываютъ. Чему и мы, яко упысные до того братства будучк зъ повинности нашое христианское участниками быти хотечи, а союзъ любви отъ самого Бога и Спаса вашего Ысуса Христа вгърнымъ его поданный, предъ очиш его маючи, прикладом зацныхъ Продковъ нашихъ и иншихъ благочистивыхъ людей христшскихъ, которые тежъ побожне живучи, не токъ далече о дочесныхъ свгьта сего, яко о пришлыхь и души некончаемыхь потгьхахъ пильное стороне чинечи, милосердные учинки зъ себе показывали; то есть монастыри и церкви Божее, на честь и хвалу Имени Его Светого фундувыи, учителей и слугъ церковныхъ запомогали, ш шпитоли подавали, и иншихъ побожныхъ справь наслпдуючи, благочестиве зъ сего свгьта во вгьчный животъ отходили. Прото на тыежъ милосердные учинки въ семь мгъстгь нашемъ вышей помененные и въ порядкахъ постановеня меновите описанные, зъ доброе воли вашое, заживаючи вольности права посполитаго земского въ конституцгяхъ сеймовыхъ около вольного шафованя всякихъ добръ своихь рухомыхъ и лежачихъ (движимых и недвижимых) жим колъвекъ правомъ набытые описанные, дает даруетъ и сим листом нашим на вгьчные часы записуем Братству впредь менованному церковному Светое и живованалъное Троицы у мгъстгь Виленском, въ законгъ нашемъ православном Греческом заложенному, дворъ нашъ у местгъ Виленскомъ въ рынку, противъ рыночного ряду, подъ правом шляхецким лежачш, никому ничем непенный, они заведенный, который перво сего, маючи я Полошя кнежна Друцшя и Соколенская въ моцы и въ владности своей одъ першого малжонш моего небощика пат Андрея Мацкевича, Секретаря Его Королевское милости, писаря земского Виленскаго вгьчноетт мне отписанный, записала есьмы была теперещнему малжонку своему Его милости пану Смоленскому. Границами тотъ Дворъ прилеглый зъ одное стороны подле дому церковного Пренесенъя Св. Николая; а здругое стороны подле дому Ларковскаго... и зо всими пожитками и чиншами и доходами з него приходячими, за тоюжъ волъноетт шляхецкою, яко есьмы его зъ давнего часу добровольне держали и уживали, отдаляючи его отъ дгътей, потомковъ и отъ усихъ ближнихъ кровныхъ и повиноватыхъ шшихь, Маютъ братЫ помеленного братства церковного тотъ дворъ епокойне и добровольне держати и уживати, и въ томъ дворгь будованъе всякое муромъ и доревом ведлугъ воли и уподобаня своего будувати и веж пожитки и чинши з него примножатъ и разтверать, и до шафунку своего брать, яко се имъ найлмм уподобати будешь. А зъ тыхъ чиншовъ, з того дому помененнаго приходячих, маютъ и повинны будут священником пресвятыя Богородици Виленским, имъ вегьм но подгълъ давати по в копь грошей литовскихъ въ каждый годъ, на вегь потомные часы. Также и кгды тотъ дом за старанем и наюшдомъ Братским збудуется, з тогожъ чиншу до выживет, опатриваня и хованя теплом людей убогихь шпитоля Виленскаго, а миновите: Пречистенского,  Спасского,  Троецкаго,  Пятницкого, Россшо мешшючихъ и скитающихся по улицахъ и до похованя тежъ людей убогихъ умерлыхь, и до хованъя чернщъ

при монастырю &етое Троицы в местгь Виленскомь будучихъ, и до оправы, и потребы церкви уведет Святое Богородицы, которая есть у церкви Соборной Виленской; и до иншихъ милосердныхъ учинковъ побожныхъ христкнскихь, которые суть ку расширеню хвалы Божое, яко: до хованя людей ученыхъ въ Письмгь Божомъ и Пгъвцовъ и слугъ церковныхъ, въ каждый годъ Старостове того Братства, водле часу и обаченя потребы якое колъвекъ при иншихъ расходахъ братскихь прикладати и подмогати маютъ и будутъ повинны; а въ держаню и владности имъ того Д$ора и въ отбираню вшелякихъ пожитковъ и чиншовъ з нихь приходячихь никоторые переказы чинити, зъ моцы и владности ихъ одыймовати не маемъ и не будемъ могли Мы сами, дгъти, потомки, ближш и кровные наши; але з того дому и пожитковъ всгьхъ з него належачихь вырекаемся вгъчными чаш. И на то есьмо братш поменненаго братства церковного дали тотъ шшъ Дарованный Листъ подъ нашими печатъми и зъ подписанемъ руки моее. Богданъ Сапега. А при том были у того добре свгъдоми и за очевистымъ прошенемъ нашимъ печати свои приложити ранили ихъ милость панове: Его милость кнезь Юрей Друцкш-Горскш; панъ Лукашъ Шановичъ Мамопычъ Скарбный Его Королевское милости великого кнезтва Литовского. Панъ Богушъ Селицш, Ротмистръ Его королевское милости. Писанъ у Вильни, Лгъта Божего нароженя 1588, мгьсяца Февраля 6 дня, ведлугь старого календару.

(М. П.) Юрей Друцкш рукою власною

(М. П.) Лукашъ Мймонычъ рукою власною

(М. П.) Богушъ Оьлщкгй рукою власною

(М. П.) Богданъ Сапега Каштелянъ Смоленский.

Подлинник хранится в архиве Виленского св. Духовского монастыря, состоит в описи под №37/1179  на   большом  пергаментном  листу,  писан  по-русски   славянской   скорописью.

2 Грамота Святейшего Патриарха Консташшюпольскаго Иоакима, данная Александру Ходкевичу 1505 года

(с латинского)

каким, Божгею милостхю, Арххепископъ Цареградскш нового Рима и вселенскш Патршрхъ и проч.

Поелику знаменитый (секЬпз) Король Польский и великхй Князь Литовскш въ своемъ посланш изъяснилъ наш и нашему смиретю, что Маршалокъ его державы благочестивый, православый и знаменитый господин Александръ - сынъ господиш Ъанна Ходкевича, изъ собственныхъ имгънш, изъ собственныхъ сокровищъ, въ своей собственной вотчингъ и нослгьдствгь, въ лгъсахъ Блудовскихъ, на берегу щи Супрасля, отъ самого основатя воздвигъ и выстроилъ знаменитый и препочтенный монастырь подъ шзватемъ Пречистой Приложенной Дпвы Мати Богородицы; а такъ какъ этотъ господинъ Александръ въ своемъ письмгь къ Нам упомянулъ, что от выстроилъ эту знаменитую церковь большими издержками из своей вотчины и позаботился о способахъ и средствах къ всегдашнему сушествоватю этой церкви и къ поддержашю жизии живущихъ при ней, въ честь и славу Христа, Господа и Бога нашего, и для всегдашняго поминовешя родителей и предковъ создателя.

Наше смиренк видя съ этой стороны сердечную его любовь къ Богу, явленную в основаны построены сей св. киновш изъ собственныхъ имгънш, сокровищъ и собственными трудами, благословляем создателя господиш Александра и Епископа Смоленского 1осифа и труды ихъ. Дг будешь жертва ихъ совершена предъ Ыомъ и милость Божгя всегда да почгетъ на нихь въ настоящем и будущемъ вгькгъ.

Затгьмъ благословляем эту святую киновгю и освящаем ее блогодатЬо Святого Духа; установляем определенные законы, правила и чинъ для всгьхъ теперь живущихъ и будущихъ, Ивопервыхъ заповгьдуемъ всегда неопустительно воспоминать и благословлять въ молатвахъ создателей Александра съ Ъсифомъ епископом. Также заповгьдуем живущим въ сем св. минастыргь, извгьстныш монашествующимъ о))жьямъ, чтобы они избирали изъ среды себя, а не откуда извне, брата достойного игуменства, или начальства, который бы знал, пасти духовныхъ овецъ, защищать и заботиться о церкви Божгей по заповгьдямъ Божхимъ и по принятому Уставу сей св. киновш. Иноки вь этот монастыргь пусть не пьютъ подслащешго напитка пива и накакого напитка упоевающаго. А кто хочешь пить, тотъ пусть довольствуется хлгъбомь и водою, чтобы не отвлекать своего ума отъ предметов божественныхь. Безъ воли игумена и всгьхь братш мошстырствующк изь монастыря да не исходятъ. А кто дерзнешь преступить эти наши заповгьди, тотъ да отлучится и да будешь ему анафема.

Заповгъдуемъ также, чтобы общее жительство ихъ было какъ можно чисто, по слову Божхю. Мни одинъ также монахь пусть не берешь денегъ, ни другой вещи, которая была бы излишняя. Но это все пусть будешь вь рукахь и во власти хранителя церковныхъ сокровищ, которого назначить игуменъ и изберуть братЫ вмгьстгь съ игуменемъ. И такъ, по Духу Св., установляемъ уставы и чинь достойныя памяти сей сё, киновш Пречистой Богоматери честного Ел и святого Благовгьщенгя, на берегу ржи Суправля. Рйди твердости и силы, мы дали это Наше писате, подписавши его Нашею рукою и укргъпивши Нашею висячей патркршею печатью въ Цареградгь, лгьта отъ сотворешя 7013, а отъ Рождества Христова 1505.

Грамота эта переведена с латинского позднейшего перевода ее, хранящегося в архиве Супрасльского монастыря. В этом же архиве найдено начало древней копии с подлинной грамоты Патриарха, которое мы здесь помещать почитаем излишним.

 

Приложите Б

 

СПИСОК лиц, владеющих в м. Чорнобыле усадебной и полевой землей на праве собственности, кроме пропинации (продажи питей).

 

 

 

Звание и фамилия собсшяшиков

Количест.

земли усадебн.

и пол.

1

Чернобыльский раскольнический монастырь. (По ведомости казшчейства показано: пахотной - 67 и лесной - 217десят.)

284

2

Две православные и одна латинская приходская церкви

128

 

Дворяне и чиновники:

3

Юлия Залевская

6

4

Камилия фон Дункель

1

5

ТацияПясковская

1

6

АннаПонтус

1

7

Стефан Ивони

»/•

8

Маркиан Машицкий

78

9

Титулярная советница Юлия Родович

5

10

Титулярный советник Еразм Грабовский

78

Мещане и крестьяне

11

Мещанин Стефан Рудченко

13

12

Мещанин Анна Дробицкая

8

13

Купец Семеон Зиневич

7

14

Мещанин Егор Иванов

5

15

Мещанин Иван Иванов

5

16

Мещанка Анастасия Недзведская

5

17

Мещанин Феодор Кушнеренко

7

18

Мещанин Феодор Митюк

74

19

Мещанин Наум Котляренко

74

20

Крестьянин Сергий Пениок

11

21

Крестьянин Радион Комаренко

32

Евреи

22

Евреский магид, купец Арон Тверский

10

23

Мещанин Нохим Тверский

%

24

Мещанин Борух Миреццкий

5

25

Мещанин Мошко Карпиловский

3

26

Мещанин Сруль Невах Лисянский

5

27

Мещанин Шмуль Мель

3

28

Мещанин Цаль-Меер Полтавский

2

29

Купец Дувид Городецкий

2

Австрийская подданная

30

Людвика Форсевич, или Форесович

23

Итого

583и900саж.

Приложение В. Периодические издания вьшисываемые в 1852 г. в м. Чернобыль

 

Название изданий

В каком количестве

1

Правительственный Вестник

1

2

Церковный Вестник

1

3

Епархиальные Ведомости

2

4

Губернские Ведомости

1

5

Фармацевтические Ведомости

1

6

Киевлянин

3

7

Заря

1

8

Современные Известия

1

9

Сын Отечества

1

10

Новое Время

1

11

Огонек

1

12

Свет

1

13

Рассвет

1

14

Русский Еврей (на еврейском языке)

1

15

Ту&осЫк МагзсЪашзй

1

16

Ту^осЫк Котапзб^

1

 

Всего экземпляров

21

Л.Похилевич. Город Чернобыль (Киевской губернии), описанный отставным военным Л.П. Киев, 1884:
                         Стр.185-190  Стр.190-199  Стр.199-206  Стр.206-216

Нравится