Latsis.name

Поколению, потерявшему Родину, посвящается

Font Size

SCREEN

Profile

Layout

Menu Style

Cpanel

Л.Похилевич. Город Чернобыль, описанный отставным военным стр.199-206

 Л.Похилевич, стр.199-206

большим    заинтересованием   общественными   делами   и    участием    в    них,    наконец усовершенствование своего разговорного языка от более частого обращения с великорусами и торговыми людьми. Нищенство в местечке почти не существует между христианами. Между евреями оно чаще встречается по отвращению их к труду; но по влиянию их учителей и рукоюдителей, особенно проживающих в местечке двух магидов, уличных нищих не бывает. Близ старого еврейского кладбища, в центре местечка, на пожертвованные покойным магидом Зюсь-Терским, 500 руб. мещанскою управою построен в 1875 г., на место погоревшего в 1863 году небольшой деревянный дом, где призреваются на отпускаемую от общества (не знаем при участии, или без участия христиинской его части) небольшую сумму и частные пожертвования, несколько (ныне 20 душ обоего пола калек и больных) евреек и евреев, которые не могли найди приют в домах родственников. Подобные общественные дома благодетельные для населения в известных случаях, не мыслимы еще очень на долгое время, для русского населения особенно православного     (Чернобыльские    раскольники     свои     благотворительные     учреждения сосредоточивают в двух Замошанских монастырях: мужском и женском, совсем как в древнем Киеве: мужеские монастыри строились рядом с женскими). Мы так полагаем потому, что население это не имеет особого о себе попечения (гражд начальству нельзя быть везде и всегда) в своем духовенстве, подобно инородцам и иноверцам. Наше духовенство обособилось в особое сословие еще с царствования Петра Великого, по влиянию любимых им иностранцев, желавших обеспечить космополитизм религиозн. индеферентизм заводимым тогда учебным заведениям и всему   русскому   обществу.   Присутствие   тогда   детей   православного   духовенства   и прикосновенность к заведениям по этому случаю православия очень были-бы неудобны для предположенной цели. Мало-помалу образовалось особенное духовное сословие со своими училищами низшими, средними и высшими, оставлешгыми попечению одного духовного сословия и его церковных средств. Забота об этих сословных учебных заведениях и вообще о духовном сословии пришлась по вкусу нашей высшей иерархии наполняя отшельнические досуги приличными попечениями о сиротах обеего пола и лаская его раздачей дипломов учености и доходных приходов. Поддержанием заведенных училищ на надлежащей высоте, с непосильным напряжением церквей содержать институт, множества училищ низших, средних, высших и женских, даже при пособии со стороны государства, доселе было искгаочительно занято наше православное духовенство, пускаясь в шекуляции (свеч, заводы), и заботы об искусственном умножении свечных доходов и венчиков. Естественное отсюда последствие — ослабление внимания к главным обязанностям, лежащим на духовных лицах ко всему народу: наставлению и обучению. Излишние хлопоты о себе и своих училищах, из-за коих церкви сделались статьями дохода одного сословия вместо того, чтобы быть центром соединения благонамеренных людей совокупно со своим духовным отцом и пунктом устроягощим общественное и частное благо. Хотя это зло — сословность духовенства, замечено в наше время и при покойном государе императоре сословие духовное упразднено официально, но на деле оно по-прежнему существует, пока существуют его предания, его духовно-учебные в прежнем виде заведения и его попечительства не обо всех бедных православного исповедания, но о бедных лишь духовного звания - эти два отвода нашего духовенства от слияния с народом, и от исполнения обязашюстей отаосительш его.

Эти общие замечания касательно православного духовенства, существующие в русском обществе, приведены нами к извинению чернобыльского православного духовенства в малом его влиянии не только на многочисленных иноверцев, но и собственных прихожан. Конечно, мы не отвергаем, что церковные требы даются всем требующим, богостгужения совершаются с надлежащим благоговением; верно и то, что иногда прихожанин попросит совета у батюшки по своим семейным и хозяйственным делам, и батюшка не откажет в добром совете; но это все, так сказать, официальное не есть влияние духовенства на прихожан то самое, какое мы видим влияние еврейского магида на евреев, ксендза на ляхов, даже раскольнических монахов Замошанского монастыря на единоверных сектантов. Последние ищут и находят место, время и средства настоять на том, что признают полезным для своих единоверцев. Наше духовенство, и в частности чернобыльское, об этом и не помышляет. Оно, как член известного сословия интересуется только сословными делами. Привести, например, чернобыльское кладбище в порядок такой, в каком находится там еврейское кладбище, завести общественную больницу и богадельню по подражанию тем же евреям и тем дать полезное для общества назначение пустырю образовавшемуся в центре местечка после пожара Богородицкой церкви, повлиять на избрание мещанским старшиной самостоятельного и расторопного человека, а не пьяного попыхача еврейского; об этом всем и подобном, пусть кто хочет думает, но не православное духовенство, занятое требами и своими бурсами: низшего, среднего высшего разряда и попечительствами о сиротах не упраздненного духовного сословия.

Правда, при Ильинской церкви существует православное братство, самое давнее в губернии, учрежденное еще в то давнее время, когда в нашем крае православное духовенство болело с народом общими болезнями, и сохранившееся чудесно до наших времен благодаря именно тому, что учреждено не по теперешнему типу братств или приходских попечительств, обречешгых под председательством и заведованием приходских свящетшиков на служение духовному сословию, а, по давнему обычаю, обречено на служение самому православному чернобыльскому обществу под председательством и распоряжением избранного обществом цехмистра, которым в настоящее время состоит крестьшмкюбсгшшик Стефан Зозуля, завеггующий имуществом братства и капиталом до 2000 руб. Имущество и капитал братства не смешиваются с церковными суммами, коими распоряжается консистория и благочинные. Главное дело этого оригинального братства -погребение мертвых, даровое для бедных и с пожертвованием для богатых12. Оно учреждено, по видимому, по подражанию еврейскому чернобыльскому обществу погребеггия; каждая впрочем еврейская община имеет такое общество погребения, ибо по закону Моисееву прикосновение к мертвым, даже жены к мужу и сына к отцу оскверняет народ избранный, почему для погребения мертвых определяются особые люди. При обеих православных церквях учреждены, впрочем, приходские попечительства нового типа, заботящиеся об улучшении быта духовенства, умножении хоругвей церковных, позолоты образов и проч.

6. Здания

Домов в местечке считалось в 1882 году:

Христиан мещан всех исповеданий - 189, (в том числе: старообрядческих- 107, православных- 75, римских- 7). Крестьщкюбствештиков- 360 (в том числе: крестьян с наделом - 206, крестьян огородников - 94, отставных солдат из крестьян - 57). Землевладельцев с собствеггяьгми усадьбами - 14. Духовенства православного и римского - 5. Еврейских домов (купеческих - 5; мещанских - 465) - 470 (в том числе на крестьяской усадебной земле - 13 на владельч. гр. Ходкевича - 457).

Итого всех домов -1038.

Из числа этих 1038 домов только 3 каменных, пргагадлежащих евреям: главному магиду, Воскобойнику и Рубшгштегагу, остальные все деревяштые. Около 15 домов, в том числе и вщельческий графа Ходкевича, на кирпичных оаюваниях а некоторые имеют каменные

Подробности обязательно сообщены местным священником.

погреба и железные крыши. Домов пршгадлежащих казне или инженерному ведомству нет, а есть общественные дома, к коим принадлежит 5 домов духовенства и дом волостного крестьянского правления. Мещанская управа помещается в наемном еврейском доме. Собственный дом управа построит, когда узаконится Положение о местечках и посадах, давно ожидаемое.

Церквей православных две. Ильинская каменная, построенная в недавнее время на месте издревле существовавших деревянных церквей, сгоревших от частых в местечке пожаров; поотедний был в 1873 году, когда сгорела и деревяная Ильинская церковь. На постройку нынешней, освященной в 1878 г., отпущено из казны 30,000 рублей. Другая церковь деревянная во имя Николая, построена в 1858 г. на месте также сгоревшей в 1849 г. Римско-латинская церковь во имя Успения пресв. Богородицы, деревянная на каменном фундаменте с погребами, где покоятся тела некоторых членов фамилии Ходкевичей или Сапегов построена, как сказано выше, Лукою Сапегою в 1600 г., а по другим источникам в 1626 году в качестве доминиканского монастыря, каковым считалась до 1832 года, когда эта церковь обращена в приходскую для небольшого числа латинствующих наших братии. Главная еврейская синагога деревянная на каменном фундаменте, начата постройкой еще в 1860-х годах, на место сгоревшей на том же месте тоже деревянной, еще не окончена внутри постройкой; но молитвенные собрания евреев уже лет 10 в ней продолжаются. Кроме синагоги есть в местечке 5 молитвенных цеховых домов, из коих 3 -близ синагоги, а 2 — в частных домах магидов.

7. Промышленные заведения, промыслы, ремесла и заработки

Промышленность Чернобыля ограничивается четырьмя кожевенными заводами и одним свечным, они принадлежали: кожевенный трем евреям, именно:

К)цке Могилевичу с производством на 6000 р.

Вдове Суре Могилевич на 2000 р.

Гершке Смелянскому на 1000 р.

А один завод, мещанину из христиан, Семену Зеновичу - 300 р.

Еврейские заводчики нанимают русских рабочих, коих держит. К}цко — 5 человек, Сура - 3, \ а Гершко - 2; мещанин Зенович в своем заводе сам лично трудится; иногда только нанимает в помощь себе поденщика. Завод сальных свечей держит еврей-мещанин Симха-Арон Смелянский, выделывая свечей на 500 руб. в год, при помощи одного рабочего из русских. Материалы для производства кожевенного и свечного покупаются на местном базаре, и заводские продукты сбываются на месте. К промышлешгьм заведениям может быть причислен магазин сапожных | изделий еврея Израэля Орлова с готовой обувью, рублей на 200. Она заготавливается на месте | местными сапожниками евреями и христианами. Питейная промьптшешюсть, если можно ее назвать промьпплешюстью, выражается в существующей в местечке центральной конторе и подвале, которые снабжают горячим (хлебным) вином всех евреев торгующих во всех шинках  | имения. Такая продажа и арендование всех шинков в имении сдается экономией землевладельца с  | торгов за 4000 руб. в год. Собственно в местечке в текущем 1883 году считается 3 шинка, взявших  | из казначейства патенты. Кроме шинков в местечке содержится трактир Файвы Лишанской, и три  1 заезжих или постоялых двора евреев: Мирецкого, Вологшша и Городецкого, и один погреб с винами Тверского.

Торговля местечка внешняя более примечается на берегу р. Припети, куда берлины, байдаки, дубы привозят сверху реки местные материалы, большей частью без перегрузки здесь отправляемые вниз, к Киеву; а привозятся снизу хлебные продукты в зерне, особенно ппкявд соль, бакалея, сало и шерсть, тоже предназначаемые в дальнейшие города: Мозырь, Туров и Пинск без выгрузки здесь. В Чернобыльской пристани выгружается ничтожная часть этих товаров для местного потребления, а отпускаются местные продукты огородничества (картофель, лук) и садоводства. Счета провозимых по реке близ местечка товаров никто не ведет, а потому количество и ценность провозимого не известны. Чорнобыльская пристань, впрочем, в последнее время обратила на себя внимание высшего ведомства путей сообщения, которое по поводу засорения по местам реки корчами и препятствия судоходству от песчаных заносов, начало с 1875 г, инженерные работы по Припети; вчасгаости занялось построением при Чернобыле каменной набережной на сумму ассигнованную от казны (булыжный камень в лозовых плетенках опускался на дно реки). Действительно, набережная оказалась полезной для Чернобыля, так как прекратила дальнейший обвал в реку Чернобыльской горы и углубила реку при самом местечке; но вьшесенный из-под Чернобыля песок засыпал реку немного ниже и возобновил для судоходства старые затруднения. Говорят, что в наступающем году ведомством путей сообщения назначены опять дальнейшие инженерные работы по углублению Прилети и ассигнована уже значительная сумма.

Внутрешшя торговля Чернобыля может быть созерцаема во 1-х ежедневно и во всякую пору дня на торговой площади и в некоторых из 80 маленьких деревянных лавочек построенных в несколько рядов. Там вы найдете в продаже у местных торговцев христиан и евреев почти все необходимое скромному человеку в ежедневной жизни; по воскресеньям торговое движение увеличивается от приезда продавцов и покупателей из окрестных сел и деревень, но в годичные ярмарки: двухдневные на Троицу и Покрову и однодневную в день пророка Илии, местная торговля наиболее усиливается; однако оценка куплей и продаж не превышает 6000 руб. на каждую из трех ярмарок. Усовершенствованных способов торговли через биржи, банки, торговые конторы разумеется не существует в нашем захолустье, равно как нотариусов, страховых обществ. Из заведений для чистоты и удобств существуют, бойня для скота, построешюя в нижней или подольной части местечка; на краю его. Она приносит землевладельцу до 240 руб. в год; мясом торгуют исключительно евреи. Бань несколько: еврейская общая, человек на 20 с мыквою, и частных до 10-ти, при частных домах старообрядцев, каждая человек на 6; две плавучие мельницы на реке Припеги принадлежат двум крестьянам и перерабатывают в год приблизительно пудов по 5000. Кирпичный завод чернобыльской экономии выделывает в год печного кирпича около 40,000. Здешний строительный кирпич с трудом может быть употреблен на серьезные постройки. Когда строилась Ильинская церковь, то кирпич привозили из Вьшгорода. Ремесленников в Чернобыле следующее число:

из евреев    из христиан

Портных мужских и женских                                     15

Сапожников                                          15                    5

Кузнецов                                                 6                    3

Плотников                                              12                  8

Столяров                                                                      7

Печников и вместе штукатуров                                   5

Шапочников                                                                10

Кроме того, у ремесленников посторонних рабочих помогает приблизительно человек 25.

8. Перевозочные средства

В местечке находится почтовая станция, содержимая частью крестьянскими юлостями, а частью на земские средства. Станция, содержимая с подряда евреем, обязана иметь 10 лошадей для разгона, из коих за 8 лошадей платится из земских сборов по 125 р. в год за лошадь, а за 2 лошади, назначаемые для сельских волостей, платит по 150 р. сама волость. Содержатель станции обязан принимать и передавать на ближайшие станции всю казенную простую корретондешгию и возить бесплатно по первому востребованию лишь полицейских чинов и судебного следователя. Все прочие чины пользуются почтой за плату по таксе в 2% коп. за версту и лошадь. Частные лица могут пользоваться; почтой только тогда, когда бывают свободные лошади, и не иначе как за плату по взаимному согласию (гораздо высшую таксы).

Разгон почтовых лошадей, по словам содержателя, особенно бозштный, очень велик; а по нашему наблюдению он одень невелик, потому, что дает содержателю возможность держать лишь 5 лошадей самого умеренного достоинства, вместо 10 следуемых по контракту, хотя деньги получает   за   все.   Кроме   почтовых   лошадей   в   Чернобыле   всегда   готовы   к   услугам путешественников так называемые еврейские балагулы или извозчики. Балагула - это крытый | обширный и крепкий, но некрасивый экипаж, а зимою сани, в которых удобно помещается до 7-и пассажиров, запряженные в 2, 3 или 4 лошади с опьгагьм фурманом, большей частью домохозяином в местечке и собсгвенникрм лошадей. Таких балагульщиков в местечке до 12, а лошадей у них более 30, искупленных дешево у лошадиных торговцев из подкормленного брака. На этих лошадях ежедневно, кроме разумеется сабаша, балагула отправляется на Киев, хотя-быс одним, или двумя пассажирами, наполняясь ими постепенно по пути в селах и местечках, и стараясь юзвратиться домой в ту же неделю, забравши в Киеве и по дороге обрапгых пассажиров, В известные дни такие же балагулы отправляются в г. Радомысль и Мозырь, в каждый по два | бапагулыцика. Евреи настолько доверяют этим своим балагульщикам, что вручают им не только | всю свою обширную корретовдетгцию, но и значительные суммы и, говорят, что не было | примера потерь. Бала1ульщику, имеющему более или менее надешгую тройку, каждый путь в Киев с возвратом, дает до 30 руб. дохода. Кроме этих двух перевозочных чернобыльские | обыватели имеют до 250 лошадей для собствешюго употреблешхя и между ними до 50 хороших и не изнуренных.

9. Потребление съестных и других припасов и цены на них

Сколько употребляется в местечке хлеба, мяса, молока, сала и прочих материалов построек и отопления, никто конечно не собирал точных цифр. Но как здесь 1П4Кто не умер < голода или холода - то следует заключить отсюда, что лродовольствешше предметь1 добьс в надлежащем количестве, а для защиты от холода и атмосферных безвремешп>гх омовеи достаются нужные материалы. Количество съестных припасов определяется числом жителей Iпривычкой их употреблять то или другое в пищу. Поэтому нам приходится лишь заметить, значительное народонаселение Чернобыля (около 10,000) может довольсгвови произведеш1Ями местного хлебопашества, скотоводства и огородничества, тем более что, недостаточшгм качествам полей и лугов, которые по прошюдительности отнесены Положив о выкупе к 7-к местности, земледелие и соединешгые с ним отрасли хозяйства не находятся здесы цветущем отстоянии. Урожаи ржи, гречихи и проса умерешгы; ячмень, овес и конопля удаются только на погаоях; пшешщы не умеют обрабатывать и не сеют, владельческие экономии давно перестали сами заниматься хозяйством. Сена хотя достаточно по лугам Припети и Уши, но оно 1 совсем хорошего качества, особенно если примешивается болотное. Поэтому не только торговли, но и для местного продоюльствия хлеб покупается на местном базаре, привозимый окрестными производителями, а большей частью с суден, сплавляемый с верховий реки. Крупчатая мука и вообще пшеничная доставляется суднами же с Днепра. Несмотря на это, хлеб в Чернобыле, особенно ржаной, а также ячная и гречаная крупа всегда в цене, стоят дешевле против Киева на 10%, но пшеница и овес % на 15 дороже. На столько же дороже крупчатая мука и всякая крупа обделанная и высшего сорта (перловые крупы и проч.), равно как и все бакалейные товары. Сено дешевле против Киева % на 20. Дрова и строительные деревянные материалы: бревна, доски, шалевки, дрань против Киева дешевле % на 20; местный кирпич худого достоинства, кажется более от неумения, нежели от местной глины, также дешевле % на 40; но строительный камень - булыжник, на месте не находящийся, доставляется при постройке дамбы под чернобыльской горой, из Могилевской губернии Днепром до устья Припети, а потом вверх по Припети до Чернобыля, обошелся дороже киевского на 10%. Торговля мясом искгаочительно в руках евреев, которые скупают у крестьян здешний скот по цене гораздо сходнейшей, нежели это достается мясникам Киева, и убивают его на бойне, арендуемой во владельческой экономии, где в год убивается приблизительно: рогатого скота 1000; овец и коз 200, птиц до 2000 штук. Потом, по осмотре туш резником, считающимся у евреев духовным лицом, отделяются известные части для продажи верным евреям, остальное, не употребляемое в пишу евреями, а также целые туши от скота с указашЕыми резником признаками болезни, продается гоям. Поэтому в еврейскую компанию мясных торговцев ни под каким видом не допускаются христиане, коих вообще евреи стараются устранить от мясной торговли, исключая свиного мяса. Мясо говяжье и свиное, а также сало стоит в одинаковой цене с Киевом, хотя бывают времена, что можно купить здесь гораздо дешевле нежели там, и наоборот. Тоже должно сказать о молоке и произюдствах из него. Месшьгй скот малоросл, весьма слаб и тощ вероятно от недостаточной питательности местных пастбищ, иногда болотных. Местечко летом имеет четыре городских стада, в которых в истекшем 1882 г. считалось: лошадей - 250; волов - 20; коров и телят - 550; коз - 250; свиней - 280. Птицы при домах насчитывали свыше 400 штук.

 

10. Общественные и правительственные учреждения и заведения

 

Чернобыль служит резиденцией ближайших к народу, иначе самих низших органов: административного управления, хозяйственного попечения, акцизного надзора и обоего (уголовного и гражданского) суда. Несмотря на такое значение места, на торговое в нем движение, на то, что он лежит на важной военной дороге, соединяющей две важные крепости, почтовое ведомство не имеет здесь конторы, не хочет знать этой когда-то важной дороги, так что корреспонденция, довольно большая, властей а также городской управы, совершается по благоусмотрению начальствующих.

 

В Приложении под лит. В мы приводим список периодических изданий (кроме прочей корреспонденции) получавшихся в 1882 году жителями Чернобыля. Все они вьшисываются в г.Радомысле, а оттуда чрез становые квартиры: Малин, Иванков в Чернобыль, в канцелярию пристава, что замедляет на две недели путешествия их из Радомысля. Вот гтравительственные лица, имеющие свое пребывание в Чернобыле и содержание их по частным сведениям:

 

1) Пристав 5-го полицейского стана в Радомысльском уезде. При нем полицейский урядник, письмоюдитель с писарями. Под его командой 8 соцких и 26 десяцких. При полиции тюрьма, где содержатся по приговорам мирового судьи и постановлениям судебного следователя, средним числом до 4-х арестовашшх, Арестованные также бывают при волостном правлении.

 

Тюрьма, состоящая из трех комнат, находится в нижнем каменном этаже того дома, который нанимается из земских сумм за 800 руб. в год для помещения в верхнем этаже пристава и его канцелярий. На пищу содержимых отпускается из казны авансом до 400 р. и выдается лицам содержимым: простого звания до 10 коп., а привилегированного - по 15 коп. в день. Самому приставу кроме квартиры, казна платит жалованья - 1100, уряднику - 400, соцким - по 120, десяцким - по положению о нижних воинских чинах. Из канцелярий пристава выпущено 8186 исходящих бумаг и принято 5154 в 1881 году.

 

2)   Мировой посредник, получающий содержания казны — 2000 р.

3)   Судебный следователь — 2200 р.

4)   Судебный пристав получающий с прогонами и за исполнение решений суда по таксе, около-4000 р.

5)   Помощник акцизного надзирателя, с процентами разьездными - 8000 р.

6)   Разъездной надсмотрщик по акцизному ведомству, с процентами и разъездными — 800 р.

7)   Участковый фельдшер — квартиру и 150 р.

В местечке была заведена министерская двухклассная народная школа и был назначен министерством учитель, но учитель не приехал, а школа сгорела; между тем при Ильинской церкви издавна существует училище, которое содержит приходское общество выдавая учителю, местному диакону, 180 руб. в год. В настоящее время в этом училище учится до 30 мальчиков, исключительно православных. Но иногда старообрядческие и римо-католическия дети учатся в нем; еврейские никогда.

Аптеку открыл в Чернобыле около 1830 года Пацюрковский, купивши у графов Ходасевичей в госкггвенность земли до 3 десятин и вместе с тем сенокосной на лугах до 20 десятин. В городе на купленной земле Пацюрковский построил хорошие дома, из коих в одном и ныне аптека, а в другом - полицейское учреждение и квартира пристава. Потом аптека и дома переходили в собственность Яновского, а около 1862 года перешли к австрийскому подданному Форесовичу, у которого в настоящее время аптеку, два дома и сенокос арендует за 600 рублей в год фармацевт Михаил Иванович Каменичный. В аптеке имеется аптечных материалов на 4000 рублей. Продажа в год ручная и рецептурная на 1000 р. преимущественно первая по неимению в городе врача и по не нахождению никаких больниц. По словам г. содержателя аптеки существует в местечке и вольная продажа даже сложных лекарств у жены еврея Еркаса. Господствующие болезни в городе, по наблюдению его же: лихорадочные, желудочные и грудные.

Мы ничего не сказали о мировом судье, числе дел и проч. потому, что мировой судья, находя пребывание в многолюдном еврейском местечке неудобным, избрал местом для своей камеры какое-то селение, оставив здесь лишь судебного пристава.

 

Л.Похилевич. Город Чернобыль (Киевской губернии), описанный отставным военным Л.П. Киев, 1884:
                         Стр.185-190  Стр.190-199  Стр.199-206  Стр.206-216

Нравится