Latsis.name

Поколению, потерявшему Родину, посвящается

Font Size

SCREEN

Profile

Layout

Menu Style

Cpanel

Л.Похилевич. Город Чернобыль, описанный отставным военным стр.190-199

2. Характер местности, климатические и гигиенические условия города

Крутой берег Припети, на коем расположен Чернобыль, юзвышается над меженным уровнем реки саженей на 15, так что местность много похожа на Вышгородскую под Киевом. Мыс с южной стороны опускается к реке Уше более полого, что дало удобство проложить в эту сторону главную дорогу — Киевскую. Но по восточной стороне мыса — к Припети с трудом прорыто два крутых спуска на пристань, по обеим сторонам замка. К северу и западу тянется постепенно юзвышаясь хлебородная с чершзешю-глинистою почвой равнина, орошаемая инде ручейками текущим в Припеть, или Ушу. Направляясь из Чернобыля по Киевской дороге, вы переправляетесь летом вброд, а весной и осенью паромом через Ушу и тотчас за рекой вступаете в песчаную и холмистую равнину, обнаженную от покрывавшего ее некогда соснового леса, болезненные остатки которого в малорослых кустах вы видите направо и налево; равнину почти бесшодную, которая сопровождает вас добрых верст шесть до Дитятковского бора. Хотя равнина эта при весеннем разлитии рек Уши и Прилети заливается в большей своей половине водой, не допускающей устройства каких-либо постоянных переправ (мостов, плотов) и затрудняющей сообщение Киевской дороги; но летом мы признаем эту равнину удобной для лагеря: по обилию текущих вод, по обширности этой равнины и по удобствам приспособлений для пушечной и ружейной учебной стрельбы на малоценном по прошюдишгьности поле. Старожилы рассказывают, что разбросанные по равнине песчаные сугробы и холмы образовались на месте существовавшего здесь когда-то города; по нашему же соображению эти сугробы обязаны существованием столкновению в доисторическое время наносов двух могучих рек и город не мог существовать в такой непроизюдительной местности отделяясь от плодородных полей большой рекой; тогда как напротив того поле это несколько раз могло быть, избрано местом временной стоянки по тем или другим военным соображениям.

Внешнее благоустройство города, выражается лишь прямыми, широкими и регулярными улицами, персхжкакщимися под прямыми углами, и в некоторых местах обсаженными деревьями. Все дома деревянные, исключая трех евреев: Воскобойника, магида (еврейского архиерея) Тверского и Р^шшггейга. Еврейские дома очень скучены вокруг торговой шощади из-за свойственного им расчета, чтобы на немногих оплачиваемых квадратных саженях земли настроить побольше жилья и заведений. Старообрядцы живут на краю местечка и не так скучены; их дома большей частью меньше еврейских, но опрятнее; а некоторые даже изящны. Прочих обитателей из малороссиян все равно мещан и крестьян-собствешгиков дома немногим лучше обыкновешгых хат сельского мужика в этом крае. Вообще, дома и постройки мешщт-христиан и евреев отличаются згичителыю от крестьянских в деревнях большим простором, а многие неким притязанием на украшения и солвднейшей кровлей. Это придает Чернобылю вид симпатичного заштатного городка. Но улицы все, площади и спуски к рекам Прилети и Уше не только не мощены, но наполнены в мокрое время порядочными лужами, которые по нагорному положению города могли бы быть удобно спущены. Главная лужа, по-видимому никогда не высыхающая, находится в цешре, пред главной еврейской синагогой, вблизи мещанской управы. Но о лучших порядках в местечках и селах некому заботиться по неопределенности нашего на этот предмет закогюдательства, по коему в благоустройстве бывших владельческих сел и местечек несколько обязаны принимать участие и заботиться: во 1-х — местные жители посредством своих начальств, кагала и волости; во 2-х — мировые посредники; в ^-х — полиция и ее урящгики; в 4-х - землевладельцы, коих права или тень права и собствешюсть остаются в местечках и селах; но теоретическая забота четырех, в действительности сводится на никто. Само собою разумеется, что об освещении здесь улиц не только газом, но и сальном еще не скоро наступит время даже помышлять и очень резонно потому, что с наступлением ночи почти все жители прекращают свои работы и ложатся спать в противоположность большим городам, где с наступлешем ночи для некоторых только начинается деятельность.

Климатические, гигиенические и санитарные условия Чернобыльских жителей были бы совершенно благоприятны, если бы высушена была центральная лужа и было изъято из еврейского ведения закрытое еще в прошлом веке старое еврейское кладбище также почти в центре местечка, где евреи для избежания утомительного путешествия на новое кладбище тайком и ночью и доселе, говорят, хоронят своих мертвецов, закапывая их по восточному обыкновению не очень глубоко. Об этом догадывается тотчас свежий человек с чувсгеителышм обонянием, приближаясь к кладбищу. Это кладбище говорят лет за 15 было все (до 1 десятины) покрыто густым черным лесом, но когда перед польским восстанием начались в местечке весьма частые пожары, а между людьми раогространились рассказы о пршидении, выходившем из этого леса и произюдившем поджоги, то по распоряжению власть имущих в один день лес был вырублен. Таким образом миазмы не поглощаются уже корнями и листвой деревьев, а остаются в почве или носятся в воздухе. Новое еврейское кладбище находится по дороге в село Залесье, саженях в 200 от крайнего жилья. Оно огорожено высоким сосновым забором, а при въезде имеет деревянный жилой дом для сторожа, а в самой ограде каменную постройку, в коей сохраняются гробы магидов (духовных, очень уважаемых евреями лиц), а также много (до 1000) деревянных памятников в виде столбов и маленьких домиков с надписями, на еврейском языке и без надписей. Есть до 20 памятников из красного шифера, камня употреблявшегося в древних церквях киевских, особенно в Софийском соборе, о месте ломки коего некогда велись прения между учеными, пока кто-то не нашел место ломки в Овручском уезде, местечках Славечио и Скородном, где из этого шифера и ныне готовятся разные изделия. И на старом еврейском кладбище много памятников из красного шифера.

Кстати о прочих чернобыльских кладбищах. Православные и римские католики в Чернобыле погребают своих мертвецов на одном кладбище; такого достохвального единомыслия мы не знаем в других местопребываниях церквей Востока и Запада. Здесь тот же сторож и гробокопатель для обоих исповеданий; одна и та же ограда, хотя разваливающаяся от ветхости, оберегает могилы успокоившихся под тенью того же Креста, в объятиях обеих не мирящих в мире религий. Христианское кладбище занимает тотчас за крайним жилищем мещан местность, наполненную какими-то рвами и югаадившимися от времени малоприметтгыми валами, ш юзвышешюсти господствующей над городом. Оно имеет до 20 каменных и кирпичных 1тамятников, мало способных по круглой форме к постройке брустверов, тогда как памятники еврейских кладбищ, имеющих почти правильную форму досок, могут с удобством быть употреблены на постройки. Старообрядческое кладбище на другом, северо-западном конце местечка, недавно занятое после подмытая рекой и обрушения первого, вместе с старообрядческой часовней около 1855 года, окопано глубоким рвом, и не имеет еще ни одного каменного памятника, а лишь несколько деревянных крестов.

Вода в реках хороша, но за устройством инженерным ведомством каменной плотины по берегу Прилети, параллельной Чернобыльской юзвышешюсти, сделалось невозможным брать чистую воду из реки, а жители пользуются ею из образовавшегося между берегом и плотиной запруда стоячей воды. Эта инженерная работа, весьма дорогая, как все инженерные работы для казны, и на которую в настоящем году, говорят, будет назначена весьма солидная сумма, по мнению многих местных жителей, несомненно полезна лишь для замка, костела и сада землевладельца графа Ходкевича и костельного, коим угрожал обвал такой же, какой уничтожил старое раскольническое кладбище и часовню; но плотина нисколько не улучшает судоходства по Прилета, а передвигает лишь пески с одного места на другое. Пользоваться водой из реки Уши жители могут только во время весеннего половодья. В остальные времена года русло реки удаляется версты на 2 от местечка. Колодец в местечке только один, при каменном доме магида, но и в том вода нехороша и с трудом достается по глубине. Водоснабжение таким образом в городе примитивное — из речной запруды. Достаточные жители возят воду бочками, еврейское население, не допускающее ни одного жида, ни одну жидовку носить юду двумя ведрами на коромысле, хотя бы за несколько шагов, имеет особых водовозов (до 20) с собственными лошадьми и бочками, коим платят за доставку воды в дома определешгую сумму, смотря по количеству требуемой воды. Недостаточные жители из христиан носят юду ведрами с коромыслом, как всюду.

 

3. Земли, леса, городские угодья

Городской земли считается:

а)  под усадьбой владельца Чернобыльского имения, графа Ходкевича, или под так
называемым замком — 6 десятин.

Замок огражден со стороны площади глубоким рвом, а с прочих сторон гористыми обрывами.

б) под усадьбами еврейской чернобыльской общины - 23 десятин.

в) под усадьбами раскольничьего общества великороссиян - 37 десятин.

г)  под усадьбами прочих чишневиков - 8 десятин.

д) под усадьбами 28 собственников из дворян, христианских и еврейских мещан и из бывших
крестьян, ныне собственников (с принадлежащими им полевыми участками до 144 десятин); но в
черте местечка, приблизительно —15 десятин.

Собствешжки эти образовались в разное время: дарением со стороны гг. Ходкевичей, покупками как от них, так и от прежних приобретателей. Список собствсяптиков прилагается под лит. Б.

е)  под усадьбами кралъян-собстюшщшв вьжупивших по Положению 19 февраля 1861 г.
при содействии казны — 59 десятин

В том числе под крестьшгскими постройками и дворами до 14 десятин, и под огородами и садашприблюительно — 45 десятин

ж)  под юридикой (усадебной земли, принадлежавшей к недвижимому имению костельному,
но при обращении в каз1гу в 1843 г. церковных населенных имений, по недоразумению польских
исполнителей распоряжений правительства, оставленных служащему при костеле (ксендзу) усад.
земли - 6 десятин.

з)под кладбищами: христианским (православным и римским вместе) 2деаггш1ы; раскольническим — Уг десятины; еврейским старым, среди местечка — 1 десятина и новым за местечком Ш десят., всего - 5 десятин.

и) под усадьбами 2-х православных церквей и их ггричтов - 2 десятины.

й)подвьпх)Номкрестьянч:обствешдаков - 61 десятина.

к) неразверстшшого выгона общего Ходкевича с крестьянами-собственниками — 869 десятин.

л) под обществешыми еврейскими заведениями, как-то: еврейской богадельней, катальной баней, мыквою (религиозная баня), синагогой, пятью цеховыми школами, кирпишшм заводом, выпусками - 6 десятин.

м) неудобной: под улицами, площадями, косогорами, пристанями и проч. - 4 десятины

Полевой земли:

н) землевладельца Ходкевича: лугов и сенокос. 85 дес. пахот. 21; всего — 106 десятин.

о) полевой церквей: 2-х православных и 1-й латинской, всего — 120 десятин.

п) крестьянской: (хозяев имеющих наделы — 209) под лугами и сенокосами — 704 десятины. р) крестьянской под пахотными полями — 1056 десятин.

с) крестьянской неудобной: под зарослями, песками, водами, дорогами и бичевником -234 десятины.

т) полевой 28 собственников (см. под бук. В.) — 129 десятин Итого собственно городской земли ~ 171 десятина. А полевой причисленной к городу - 3178 десятин. Общий итог - 3344 десятин

Лесов близ местечка не имеется, кроме незначительных кустов лозы и низкорослого сосняка. Потребность в строительном лесе и дровах удовлетворяется привозом из окрестносгей, верст за 10-15 и сплавом по Припети. Пены на городские земли определяются смотря по близости к торговой площади и владельческому дому. Они продаются, иногда с постройками и без построек, квадратными саженями от 4 до 10 коп. за сажень.

Л.Похилевич, история Чернобыля

 4. Жители* число их по племенам, сословиям,

вероисповеданиям,

их занятия

Число жителей в местечке по племенам:

Муж.    Жен.    Итого.

Русских (малорусы и великорусы)                                                                              1476   1622      3098

Ляхов или поляков                                                                                              70                   84        154
Евреев, по показанию мещанской управы 1565 муж. 1870 жен., а по показанию

раввинов письмешю сообщегаюму                                                                            3049    3510      6559

4595      5216      9816

Последнюю цифру о еврейском населении надо признать подходящей к действительности, потому что по частным сведениям в местечке проживает до 10,000 душ обоего пола евреев. По званиям Чернобыльское население так разделяется: дворян и чиновников как служащих, так и не служащих до 50 об. пола, духовных до 17, купцов из евреев 5 семейств; все остальные мещане и крестьшкчюбстшпгики.

По вероисповеданию:

 

 

Муж.

Жен.

Об. пола

Православных

1294

1326

2620

Старообрядцев

220

258

478

Латишгиков

70

84

154

Лютеранского

2

-

2

Иудейского

все евреи

 

 

О мещанах в частности несколько слов. В ведении мещанской управы состоит по ее показанию:

                                                                                                                Муж.          Жен.             Об.пола

Мещан: христиан

 

 

 

(малороссов, великороссов, принявших православие)

50

57

43

Старообрядцев

272

302

146

Евреев

1565

1830

451

В 5 купеческих еврейских фирмах

12

13

5

Если присовокупить к ним до 10 семейств мелких и крупных землевладельцев, отставных солдат до 50 домов, и сверх того крестьян-огородников, не имеющих полевых наделов и по образу жизни совершенно сходных с мещанами, то получится полный контингент для образования будущей Чернобыльской городской думы. Особенно когда к тому прибавим ЗбОкрсстьян-собственников с полевыми наделами и соединим крестьянскую волость с мещанской управой.

О рождаемости и смертности в народонаселении собрать сведения труднее, нежели о наличном числе живущих. Только о православном и римско-католическом населении ведутся духовенством правильные записи; отчасти и о еврейском казенными раввинами, насколько дозволяет им духовная зависимость от всевластных магидов. По собранным от них сведениям в 1881 году:


Родилось       Умерло

Брак.

Числ,

Брак.

% отнош.     % отпош.

 

 

обоего

обоего

сочетались

рассторгн.

жителей

рождк

браков

 

пола

пола.

 

 

об. пола

нас.

к насел.

у православных

130

60

49

-

2620

20

55

уримско-

 

 

 

 

 

 

 

католик.

2

2

-

-

154

77

-

у евреев

142

148

64

7

6559

46

115

у старообрядцев

28

10

3

-

478

17

159

 

292

220

116

7

9811

33

90

т. е. у старообрядцев найчаще рождения; ибо 1 рождался на 17 человек; тогда как у православных на 20, у евреев на 46, а у римских католиков на 77 человек 1 рождающийся. Указания эти противоречат тому, что мы издавна считаем за аксиому, а именно, что евреи плодятся быстрее всех народностей; а потому приведешше цифры удостоверяют, что записи раввинские рождающихся, или показания раввинов о числе жителей еврейского исповедания неверны. Сведения о Чернобыльских раскольниках и о рождаемости и смертности у них еще заггуташюе еврейских. Чернобыльские раскольники делятся на два разряда, почти равных по количеству своих приверженцев: поповцы и безпоповцы. Первые обращаются за исполнением духовных потребностей в Замошский Николаевский мужеский монастырь, на правой стороне Уши, в 20 верстах от Чернобыля лежащий среди глухого леса. Там живет' до 40 человек братии и 2свящешшка, испошшощие все христианские требы как Чернобьшьским и Замошским поповцам, так и в женском монастыре, усгроешюм на левом берегу Уши в самой деревне Замошье (некоторые об этих монастырях и о Замошье подробности см. в "Сказаниях о населенных местностях Киевский губернии" Похилевича, стр. 149). В этот монастырь обращаются за исполнением важнейших треб все чернобыльские поповцы, а частью и безпоповцы, а в самом Чернобыле живег лишь уставщик, содержащий в своем доме частную молельню, куда собираются одноверцы по воскресным и празддгичным дням на молитвы. Уставпщк ведет неформальные записи о рождающихся и умирающих половцах только в одном Чернобыле и доставляет сведения полиции, когда какое-нибудь начальство случайно, или сгатистический губернский комитет периодически, потребует сведений о рождаемости, смертности и проч. Известно; что закон 19 апреля 1874 года возложил на полицию обязанность вести метрические записи о рождающихся, умирающих и бракосочитающихся раскольниках. А потому, любопытствуя видеть эти записи в полицейской канцелярии Чернобыля, я увидел лишь заготовленные в губернском правлении совершенно чистые печатные бланки, прошнурованные и припечатанные; но в них ни одной записи рождающихся и умирающих и ни одного брака. На вопрос, каким образом доставляются губернскому начальству статистические сведения о рождаемости и проч. отвечено: о поповцах доставляет сведение по первому требованию уставщик из своих бесформенных записей; а о безпоповцах полиция посылает одного из своих рассыльных по дворам, и на основании его показаний и уставщика, составляются ответы разным начальствам. Из этих ответов начальствам я пожелал извлечь нужные показания за истекожй 1881 г., но по неоставлению в полицейской кшщелярии копий своих донесений мне рекомендовали повторить тот самый способ собирания сведений о рождаемости у раскольников, какой проделала полицейская канцелярия. Само собою разумеется спрашивать о рождаемости во всех дворах чернобыльских безпоповцов пришлось отказаться. Но к уставщику, торгующему на базаре съестными припасами, я обратился за некоторыми покупками, и после расчета он обязательно показал мне свои прошлогодние записи о родившихся и умерших, написанные, впрочем, полуграмотно и на оберточной бумаге, на основании коих и того соображения, что безпоповцев в Чернобыле несколько более половины числа поповцов, я записал выше приведенные метрические данные за 1881 год.

Чем преимущественно занимаются жители?

На этот вопрос одинаковый ответ для всех небольших городов и местечек губернии, изобилующих еврейским населением. Христиане занимаются огорошгичестюм, садоводством, а многие даже хлебопашеством; меньшинстю промыслами и торговлей мелочной. Чернобыльские старообрядцы особенно славятся как отличные садовники и огородники. Под огороды они арендуют значительные проаранства окрестных владельческих полей и произведения сбывают в Киеве. Прочие мещане-христиане искуагые плотники и строители водяных суден старой конструкции: байдаков, дубов и проч. Евреи, как известно, не любят своих мускулов затруднять тяжелыми работами. Те, кои имеют дома и капиталы, живут доходами и занимаются торговлей, ремеслами не только для местечка, но и для окрестных сел. Не имеющие собственности живут при собственниках в виде прислуги; особенно уважается служба мишурисов, т. е. дворников, к коим (хгганавливающиеся в заезжих домах христиане должны адресоваться со всякого рода требованиями и платить им особо от договоренной платы за помещение. Бедные еврейки в недавнее время стали поденно работать у русских на огородах из-за платы продуктами: луком, огурцами, картофелем, или деньгами. К этому необычайному для евреек занятию приучили их состоятельные евреи, которые изредка стали занимать под огороды небольшие огороженные простра11ства при своих домах, хотя ни один еще не додумался посадить под окном деревце, которое очищая воздух, защитило бы его жилье от пожара, так опустошительного в еврейских скученных домах. Ниже (§7) мы перечисляем заводы и ремесла в местечке. Но процент затгимающихся там евреев, а также занятых правильной торговлей совершенно незначителен имея от 10 до 20% всего народонаселения; остальные 80% Бог питает и одевает неведомыми нам путями, хотя рассказывают, что тот держит лошадку, которой развозит воду собратьям и кормит свою семью, а этот дешево купил у мужика коровку или козу, молоком коих живет и остатки продает; один имеет в своем покривившемся домике лишнюю комнату и от найма выручает кое-что для жизни; другой служит в сторожах при синагоге, или при одной из цеховых школ, при еврейской больнице-богадельне, при бане и мыкве, при кладбищах, у многочисленных раввинов и состоятельных евреев за небольшую плату и умеренный стол; того жена, или дочь сидит в лавке с мелочными товарами и предлагает их прохожим, тогда как муж или отец отправился в дальний город за дешевой их покупкой. Так как Чернобыль сгоит в губернском захолустье, то цивилизовагшые средства добывать жизненные удобства воровством и мошештичеством здесь, мы думаем, мало употребительны; а во всяком случае гораздо меньше нежели в местах бойких. Не менее того евреи все: не сеющие, не работающие, и большей частью не торгующие и не занимающиеся ремеслом и нигде не служащие пользуются в местечке известными удобствами, а в свои шабаши едят белый хлеб, курицу и кошерное мясо, неизвестно никому кроме их самих из каких средств. Не играет ли здесь какой-либо роли известная еврейская международная ассоциация в Париже, подкупающая и натравливающая печать против России, собирающая капиталы на покупку у турок Палестины, организующая передвижение евреев из России в Америку и снаряжающая посольства для переговоров о евреях..., и поддерживающая неимущих при содействии в России магидов, хазуки, кагалов?

5. Имущественное, нравственное и религиозное состояние жителей Чернобыля

Картина имущественного и нравствешого состояния обитателей Чернобылем должна быть нарисована в четырех видах, по числу четырех особых разрядов народонаселения: 1 — евреев; 2 — раскольников; 3 — прочих мещан и крестьян<обственников христианского исповедания; 4 — привилегированного, или благородного сословия, к которому можно причислить, кроме должностных чиновников, лиц духовных всех исповеданий, землевладельцев, интеллигентов и служащих как при владельческой экономии, так и при аптеке, под условием шггеллигенции.

Нравственность человека- понятие условное, от полного аскетизма христианского анахорета, не придающего житейским делам никакого значения, до современного материалиста, дозволяющего себе всякие средства, приближающие к земным благам, много промежуточных ступеней для умозаключений о нравстшшости. Поэтому принято измерять нравственность какого-либо общества или народа количеством обнаруженных преступных действий в виду тех или других решений и постановлений общества, или народа. Евреи, как известно, на основании некоторых слов Моисея и толкований Талмуда, считают честность для себя обязательной лишь в отаошениях со своими единоверцами; всех же "гоев", или христиан религиознейшие из них признают равными скотам, коих следует, как таковых, без стеснения совести, всячески эксплуатировать. Поэтому и здешние евреи, нисколько не отличаясь по нравам и обычаям от собратьев западного края, так же отаосятся к народу небрежно, так же злоупотребляют его честным доверием к себе; так же в огромном большинстве лентяи в том смысле, что ни один из них не живет настоящей тяжелой жизнью труженика и землевладельца даже в земледельческих колониях предоставляя тяжелые труды "гоям". Ремесла любят только легкие. Излюбленное дело еврея - корчма и шинок; там он поднося случайному человеку согревательный напиток, ловко обделывает свои гешефты, основываясь на хазуке, по которой ему никто не конкурент. Она же, хазука, обеспечивает его положение, в насиженном гнезде, откуда его можно выжить не иначе как с большим затруднением; ибо только магид своей верховной властью в праве уничтожить его хазукские претензии, как и раздавать их. Евреи, живущие в местечках и городах, иначе прилагают хазукское право к населению христианскому; но всегда подробности хазукской казуистики, в деревнях ли, в корчмах полевых, или городах и железных дорогах, направлены, благодаря игнорированию этого вредного жидовского установления в Уложении о наказаниях, к исключительной пользе еврейства и в ущерб христианскому населению. Чернобыльские евреи, как везде, псквоему набожны и даже фанатичны. По праздникам они здесь, почитая город своим, ходят по улицам и площадям, особенно пожилые мужчины, в богослужебных одеждах: таласах и кителях; а главная синагога и все цеховые школы наполнены молитвенными криками по целым


Краєзнавчі праці

дням и ночам, хотя-бы это стесняло других. Они выставляют эти свои заявления и указывают христианам на них, а также на строгое соблюдение Моисеевой субботы, на свое пренебрежение к христианским праздникам, на свое удаление от малейшего общения с прочим человечеством в пище, способах приготовления и выбора ее, на то что они могут употреблять напитки (водку и вино) не иначе, как заготовленные еврейскими руками, даже сахар, свечи и другие фабричные товары с заводов еврейских и только по нужде христианской, как на доказательство что они Евреи, народ избранный у Бога, а все народы должны служить им, а не они кому бы то ни было. Такое самообольщение, основанное отчасти на ветхозаветном писании и на толкованиях извращенных, препятствует евреям сознать свое положение между чужими народами и свои обязанности. Отсюда известное отношение к ним во всех странах и государствах где процент их значителен Надобно прибавить, что чернобыльские евреи, как жшутцие в захолустье, во всех этих добродетелях стоят ниже своих единоверцев в столицах и больших городах, где богатые евреи к рассказанным безобразиям пригаюкупили горшее. Они подкупили прессу и слабоумных и слабонравствешгых публицистов из христиан, чтобы они дурачили общество, называя евреев самым передовым и либиральнейшим в мире народом, и проч. и проч. Наши Чернобыльские еврейчики так далеко в просвещении не идут, и благодаря этому, число обнаруживаемых судом престутшеггий между ними немного выше, чем у христиан и притом они состояли в 1881 г, большей частью в покушениях на чужое имущество и труд, что причисляется по нашему законодательству к маловажнейшим преступлениям, и в уклонении исполнения гражданских повишюстей, напр. воинской; ибо их отечество - Обетованная земля, которую ожидаемый Мессий непременно им доставит. По недостатку надлежащего просвещения чернобыльские евреи доселе не составили, подобно другим еврейским центрам конокрадской компании; а хазука их так слаба, что они не поджигают христианских нешюгочислешгых торговцев в местечке, живя рядом с ними и торгуя в соседних лавках.

Выше евреев стоят по нравствегпзым качествам раскольники. Терпя от господствующего вероисповедания некоторое ограничение, они иногда раздражаются к окружающей их среде, и в увлечении некоторые бывают способны подчас на преступлеггия как отместку за недоверие к их религиозным обычаям и убеждениям со стороны господствующей народности. Впрочем, огромное большинство их - народ трудогаобивый, честный, трезвый, любящий чистоту и порядок не только в своем доме, дворе и семействе, но в отношениях с людьми не их убеждений и не их народности, совершенно противоположно тому, чем на этот раз отличаются евреи, у которых два образа мыслей и поступков: один для единоверцев, другой для разноверпев - гоев. Ждем еще лучших нравствсшгых плодов от Чернобыльских старообрядцев югедствие расширения их религиозных прав, дарованных в 1883 г. высочайшей милостью.

Поднимаясь выше по ступеням нравсгвенных качеств чернобыльских обитателей, мы ноеМвии на третью ступень прочих христиан, причиашемых к крестьянству и мещанству, а на четвертую, высшую — благородное сословие, без различия оттенков вероисповедаггия с тем только ограничением, что благородные и богатые ляхи, как их ни мало здесь, особенно приставшие к Ляхам из существовавшего некогда туземного православно-русского боярства, поглядывают по-прежнему чаще нежели должно, на Варшаву и Краков, и только то почитают за истинное, полезное и нравствешюе, что им указывается из этих закоснелых в предрассудках центров. Мещане, крестьяне и чиновники Чернобыля, не принадлежащие к этому заколдовашюму кругу, не отличаются нисколько по нравам и обычаям от чиновников, мещан и крестьян всей России; равно как и лица римского исповедания, не волнуемые пелитическими и социальными вопросами, а занятые добыванием средств насущного пропитания трудами рук своих. Между всеми этими разноверцами христиатими-тружагиками взаимные отношения дружелюбны,   исключая   евреев,   которые   по   всещашней   и   поваодной   наклошюста эксплуатировать чужой труд, и сосгавлять из себя с этой целью замкнушй кружок, не прибрели симпатии. Антисемитских однако движений ни в 1881г., ни в прежнее время здесь не обнаруживалось, может быть потому, что здешнее еврейство не принадлежит к более богатому, и потому вообще более скромно ведет себя, не хвастая либерализмом. Чем менее еврей захватил цивилиза1дии, тем он сноснее для сограждан, которые при отсугсгвии претензий равнодушнее относятся к его чудачествам11, но цивилизовасшый еврей к ним присоединяет свою хазуку, которая дала ему возможность захватить в свои руки сначала торговлю питьем, а потом весь край покрыла густой сетью хазукеров, без ведома которых ничто не может быть ни куплено, ни продано, ни нанято. Это дает средство обогащаться болеее и болеее на счет прочих населений без особого труда.

Следует сказать несколько слов об имущественном состоянии чернобыльских великороссов, гак как прочие сословия в этом отношении нисколько не отличаются от тех же сословий всей Западной России. Великороссы причисляясь к мещанскому или городскому сословию (но как Чернобыль не причислен к городам, то они подобно многим евреям считаются мещанами других городов: Радомысля, Мозыря, Новозыбкова и проч.), разделяются на два разряда: принявшие православие приписываюгся в ведение Чернобыльской мещанской управы, осгающиеся в расколе считаются иногородними, В имуществешюм отношении между теми и другими нет различия; и те и другие одинаково занимаются маловажной торговлей и промыслами и не питают из-за религиозных убеждений никакой между собою вражды, равно как с малорусами и немногими ляхами простого звания. Несколько иначе относятся к еврейству, сознавая вред их обособления и свое бессилие бороться с ними. Заметно впрочем, что из них раскольники скорее и лучше богатеют и развитее по уму нежели православные, которые смешиваясь с малороссами, усваивают некоторые их недостатки. А может быть влияют некоторые удобства опеки и контроля сфициальности, а с нею лишних издержек в духовных и мирских делах. Поэтому раскольники большей частью грамотны, не имея официальных училищ и обходясь без инспекторов окружных и сельских и уподобляясь в этом отношении евреям, которые также почти все грамотны, не имея официальных училищ и строгого иншекторсгва над ними. Жилища раскольников опрятнее не только мещан православных и крестъянчюбетвешгиков, но и богатых евреев. При каждом доме сад и огород; и притом с такими качествами произведений, которых не умеют достигнуть окрестные крестьяне. Например: картофель, лук, капуста, огурцы, подсолнечник обрабатываются превосходно; плоды садоводства, даже нежные абрикосы и персики во множестве доставляются в Киев, а на месте все эти ггроизведетгия покупаются гораздо дешевле Киева. Садоводство и огородничестю есть преимущесгвещюе и любимое занятие Чернобыльских раскольников, По подражанию им чернобыльцы других сословий стали прилежнее заниматься этими отраслями сельского хозяйства; даже десяток хозяев из евреев завели небольшие гряды картофеля и других огородных продуктов; а Рубшпптейн, вопреки всеобщему еврейскому обычаю, содержит маленький фруктовый сад. Мещане из малорусов и крестьяне, со своей стороны, кроме усовершенствования в огородничестве, выражают стремления к щххжщению с большей очевидностью нежели жители окрестных сел и деревень: большим процентом 'грамотности,

11Еврейским чудачеством мы считаем: 1 — субботтвование в особый от христиан день, что заставляет христиан заботиться об устранении неудобств, соедененных с этим по захвате евреям в сгвои руки торговли жизненными потребностями; 2 — устранение себя от общения с хрестианами в пище, коей остатка и брак (треф) евреи норовят сбывать христианам; 3 — употребление между собою жаргона, особенно когда дело идет о том, чтобы надуть гоя; 4 — чванство своим благочестием, которое они выказывают в публичных местах: на пассажирских пароходах, железных дорогах, имею между христианами, напяливая свои богослужебные одежды и выкрикивая молитвы.

 

Л.Похилевич. Город Чернобыль (Киевской губернии), описанный отставным военным Л.П. Киев, 1884:
                         Стр.185-190  Стр.190-199   Стр.199-206  Стр.206-216

Нравится